sedanews.az
sedanews.az

Турция в кольце врагов: Армения, Греция, арабы…

2-07-2019, 16:21 848 dəfə baxılıb

Турция в кольце врагов: Армения, Греция, арабы…




                Политика главы Турецкой республики Реджепа Тайипа Эрдогана продолжает вызывать неприязнь и противодействие со стороны стран антитурецкой коалиции. Отметим, что, несмотря на временное потепление, наступившее после «холодной войны» Запада со странами Варшавского договора в отношениях между бывшими территориями Османской империи, получившими независимость в XIX - начале XX века, и самой Турцией, у многих все равно оставались территориальные и историко-моральные претензии уже к другой, обновленной до неузнаваемости Кемалем Ататюрком Турции.
Как передает Axar.az, распад СССР, расширение НАТО, начало самостоятельной российской и турецкой политики, выразившейся в противостоянии Турции с Белым Домом по поводу приобретения российских С-400, - все это если не ускорило, то, как минимум, выявило четкие контуры сложившейся антитурецкой коалиции.
Экономическая и культурно-идеологическая экспансия Анкары в казалось бы давно уже «застолбленные» зоны интересов – Средиземноморье, мусульманская и тропическая Африка, Юго-Восточная Азия – вызвало своеобразный рост значения Армении как традиционного и непримиримого врага Турецкой Республики.
2 июля парламент Армении ратифицировал армяно-ливанское Соглашение о военном сотрудничестве, подписанное 2 ноября 2012 года. Это соглашение предусматривает широкий спектр военного сотрудничества, включая совместную помощь в миротворческой и гуманитарной деятельности, - говорится в официальном сообщении армянских СМИ.
Ливан, где проживает значительная по численности армянская община и находятся штаб-квартиры нескольких террористических организаций, несмотря на относительно слабо вооруженные регулярные армейские части и их техническую оснащенность, представляет собой практически идеальный плацдарм в случае вооруженного противостояния с Турцией для заброски диверсионных групп. Здесь для подготовленных бойцов спецподразделений не составит труда слиться с местным населением, ввиду знания языка и одинакового физического типажа с проживающими на данной территории гражданами Турции.
Ратификация данного договора явилась логичным продолжением прошедших в ноябре 2018 года переговоров между министром обороны Армении Давидом Тонояном и его ливанским коллегой Якубом Саррафом.
«В ходе беседы министры обсудили вопросы международной безопасности и подписали соглашение о военном сотрудничестве», - об этом на своей странице в Facebook сообщил пресс-секретарь минобороны Армении Арцрун Ованнисян.
Несмотря на кажущееся сближение Ливана с другими членами антитурецкой коалиции, ряд принципиальных вопросов и турецкое влияние на политику Бейрута не дадут этой стране полностью разорвать связи с Анкарой. Отношения Ливана и Турции стали выходить из стагнации, вызванной гражданской войной в Ливане и нестабильностью на Ближнем Востоке, начиная с 2000-х годов. После израильско-ливанской войны в 2006 году Турция оказала Ливану всестороннюю помощь по восстановлению страны. Она сыграла конструктивную роль в решении политического кризиса, завершившегося благодаря достижению в 2008 году договоренности в Дохе. Турция обеспечила поддержку Временным силам ООН в Ливане (UNIFIL) и оказала финансовую поддержку созданию в соответствии с решением СБ ООН Специального трибунала по Ливану с целью расследования покушения на премьер-министра Рафика Харири. К тому же там проживает крупная и экономически сильная тюркоговорящая община. Это аккарские, баальбельские, дыннийские, гиритские туркмены, проживающие в Ливане граждане Турции, семьи анатолийского происхождения, сирийские туркмены и выходцы с Северного Кавказа.
Если с Ливаном ситуация более-менее определенна, то вопросы вызывает политика других арабских стран. Не признающая из-за оккупации Карабаха Армению как государство Саудовская Аравия в апреле 2019 года выразила готовность финансово поддержать принятие в Конгрессе США резолюции о признании т.н. «геноцида армян». Об этом заявила посол Саудовской Аравии в Вашингтоне принцесса Рима бинт Бандар аль-Сауд. Данный шаг Эр-Рияда можно расценить как желание набрать политические очки в противостоянии лично с президентом Эрдоганом по делу убитого саудовскими спецслужбами журналиста Кашикчи. Но в то же время саудовский след прослеживается и в военном перевороте в Судане, когда после свержения Омара аль Башира власть перешла к министру обороны Судана генерал-лейтенанту Аваду бен Ауфу, известному своими связями с саудовской «Аль-Мухабарат Аль-амма» (внешняя разведка).
Еще более тесные отношения с Арменией устанавливает другая арабская монархия – Объединенные Арабские Эмираты. До открытия в 2015году посольства ОАЭ в Ереване в 2014г. товарооборот между двумя странами составлял всего 80 миллионов долларов, в 2017 году достиг 250 миллионов, а в 2018 году – около 180 миллионов. В феврале 2019 года министр обороны Армении Давид Тоноян встретился с наследником престола Абу-Даби заместителем верховного главнокомандующего ВС ОАЭ шейхом Мухаммадом бен Зайдом аль-Нахайяном. В тот же день министр провел встречу с вице-президентом ОАЭ, премьер-министром, министром обороны, правителем Дубая шейхом Мухаммадом бин Аль-Мактумом. В ходе встреч обсуждались вопросы начала военного сотрудничества, договорно-правовой базы для развития отношений между двумя странами.
В апреле текущего года посол ОАЭ в Армении Мухаммад Иса Аль Зааб заявил, что его страна заинтересована в развитии сотрудничества с Арменией в сфере энергетики, информационных технологий, инвестиций, сельского хозяйства, туризма и других гуманитарных областях. Также 2 июля во время визита исполнительного вице-президента шейха Фахима аль-Касими в Армению и встречи с министром экономики РА Тиграном Хачатряном стороны договорились об углублении двусторонних торгово-экономических связей. А сам Ереван готовится взять на себя роль моста между предпринимателями из ОАЭ и рынками ЕАЭС.
После свержения при прямой инвестиционной и кадровой поддержке Запада законно избранного президента Египта Мухаммеда Мурси, Каир примкнул к антитурецкой, точнее, антиэрдогановской коалиции. Фигура президента Турции, претендующего на роль общемусульманского лидера, способного говорить на равных с Израилем, США, Россией и Китаем, вызывает аллергическую реакцию у новых властей Египта, связанных по рукам условиями поддержки прихода к власти. Одним из этих условий, по-видимому, стало присоединение к упомянутой коалиции.
28 февраля 2019 года армяно-египетская бизнес-ассоциация и Международный совет поддержки бизнес-связей подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на укрепление экономических связей между Арменией и Египтом. В 2019 году планируется организация армяно-египетских экономических конференций и выставок, в результате которых будут заключены двусторонние соглашения.
Основная проблема заключается в том, что и на северных рубежах Турции неспокойно. Мы уже писали о том, как складывается антитурецкий союз в Средиземноморье. На Эрдогана пытается надавить в территориальных спорах правительство Ципраса. Афины и Никосия при поддержке ЕС пытаются выдавить Турцию и с шельфа Кипра, где обнаружены богатейшие запасы газа. Причем греки пользуются поддержкой и США, которые не могут простить Турции защиты своих национальных интересов и престижа в вопросе закупок российских С-400.
Сотрудничество между антитурецкими силами в Средиземном море подкреплено также официальными документами. В июне прошлого года глава минобороны Израиля Авигдор Либерман, министр обороны Кипра Саввас Ангелидис, а также их греческий коллега Панос Камменос провели трехстороннюю встречу на Кипре, на которой договорились усилить сотрудничество для обеспечения безопасности в регионе. Естественно, что данный договор своим острием направлен против Турции. В том же месяце в Париже минобороны Кипра Савва Ангелидис провел ряд встрес с главой французского военного ведомства Жан-Жаком Бридеем и президентом Дружеской группы Кипр-Франция Сарах Эль Хайри. Со стороны Израиля тогда же был утвержден план строительства порта для сектора Газа на Кипре. Данная инициатива была принята по настоянию министров инфраструктуры и разведки Юваля Штайница и Исраэля Каца.
5 июня главы МИД Кипра, Армении и Греции Никос Кристодулидес, Зограб Мнацаканян и Джордж Катругалос провели встречу в Никосии и приняли решение об установлении трехстороннего партнерства между странами. Несколькими месяцами ранее, в феврале текущего года, министр обороны Армении Давид Тоноян на брифинге со своим кипрским коллегой Савасом Ангелидисом в Ереване заявил, что стороны договорились обмениваться военной информацией о ситуации на Ближнем Востоке. К 13 уже существующим программам взаимодействия добавились еще два направления. В связи с событиями на Ближнем Востоке страны начнут сотрудничать в сфере обмена информацией, в том числе полученной военной разведкой. По словам Тонояна, на данный момент стороны сотрудничают в сфере военно-воздушных сил, ПВО, боевой подготовки подразделений специального назначения.
В ответ на откровенно антитурецкие демарши и милитаризацию зоны турецких интересов, в том числе и поставками оружия западных образцов, Анкара провела самые масштабные за всю историю страны военные учения "Морской волк". В турецких маневрах, которые прошли сразу на трех морях - Средиземном, Эгейском и Черном - были задействованы около 57 боевых самолетов, 33 вертолета, 131 боевой корабль и примерно 26 тысяч военных. Это можно справедливо расценивать как своеобразное послание о том, что за собственные интересы и капиталовложения Анкара будет драться с кем угодно и даже если противник будет коалиционным.






Mətndə səhv var? Onu siçanla seçin və Ctrl+Enter düyməsini basın.
Teqlər:
ŞƏRH YAZ
OXŞAR XƏBƏRLƏR
XƏBƏR LENTİ
BÜTÜN XƏBƏRLƏR
SƏHİYYƏ
İDMAN
ŞOU-BİZNES
DÜNYA