Возможна ли война между Турцией и Россией?
Политико-дипломатические отношения между Анкарой и Москвой («холодные ветры» в отношениях между двумя столицами пока не перешли в торгово-экономическую плоскость), мягко говоря, продолжают оставаться весьма напряженными. Учитывая именно это обстоятельство, некоторые довольно опытные политологи, аналитики, а также политики в свое время предупреждали Анкару не заходить слишком далеко в отношениях с Москвой, которая не является простым производителем и поставщиком современной военной техники, а представляет собой весьма амбициозное государство.
Но у Турции не было иного выхода. В принципе, страна не раз, причем самым откровенным образом, давала понять, что готова приобрести вместо российских ракетных комплексов С-400 американские «Пэтриот». Но свои же военно-политические союзники не представили ей такой возможности. Плюс с самого начала, когда только-только формировалась коалиция по Сирии Иран – Турция – Россия и стартовала известная казахстанская, точнее астанинская (Астана ныне переименована в Нур-Султан) инициатива, политики и политологи вновь предупредили: у этих стран в Сирии абсолютно разные цели и задачи, и поэтому им вряд ли удастся согласовать свои действия в этой стране.
В настоящее время мы как раз наблюдаем реальные проявления тех прогнозов. Некоторые политические наблюдатели даже начали употреблять такие выражения, как война или военные действия между Россией и Турцией.
Конечно, Турция и Россия обе являются весьма крупными государствами, даже региональными державами. Поэтому вряд ли между ними возникнет прямое крупномасштабное военное противостояние, но столкновения на сирийском военно-политическом театре возможны. Дело дошло даже до того, что российские источники стали писать о закрытии турецких проливов. Думается, что пока подобные прогнозы являются преждевременными, но игнорировать их тоже не стоит.
Есть некоторые обстоятельства, которые минимизируют вероятность военного противостояния между Турцией и Россией.
Во-первых, президент В.Путин стал первым российским лидером, который "открыл" для своей страны Турцию. Он вошел в историю отношений двух государств как глава российского государства, не только совершивший официальный визит в Турцию, но и сделавший это не раз.
Во-вторых, Москва опасается того, что Сирия может обернуться для нее вторым Афганистаном. Сам президент В.Путин не раз отмечал, что именно афганский кризис стал началом развала Советского Союза.
В-третьих, Анкара является весьма важным актором на ближневосточном военно-политическом театре. Именно противоречия и разногласия в этой плоскости открыли дорогу Москве, и Россия начала играть роль непосредственного актора в регионе. Еще раз заметим, что, если бы между Турцией и США не было разногласий, вряд ли Россия получила бы карт-бланш страны – участника сирийского конфликта.
Неслучайно США сейчас делают вид, что якобы поддерживают своего военно-политического союзника, но пока это как раз-таки только видимость, потому что между Вашингтоном и Анкарой существовали и до сих пор существуют весьма принципиальные разногласия в сирийском вопросе. Поэтому вместо реальной поддержки американские источники публикуют отчеты о внутриполитической ситуации в Турции. Например, на днях один из них опубликовал 300 страниц отчета о том, что в Турции ожидается очередной военный переворот.
Нам кажется, что подобные отчеты не отражают реальность и представляют собой разновидность психологической войны. Но, опять же, полностью игнорировать их тоже не стоит.
Во-первых, гибридные войны являются реалиями нашей политической действительности. Во-вторых, если есть проблема и недовольство, то найдется политический вектор, который захочет воспользоваться им. В-третьих, всего 4 года назад в Турции имела место достаточно серьезная попытка госпереворота. Надо сказать, что существенная часть трений в отношениях Анкары с Вашингтоном возникла именно из-за «гюленовского фактора». Анкара до сих пор утверждает, что имеет веские доказательства причастности религиозного проповедника Ф.Гюлена к попытке переворота 2016 года.
Таким образом, США, не выдав Гюлена, не продав комплексы «Пэтриот» Турции, заложили основу весьма противоречивых тенденций в отношениях двух государств-союзников. Но нам кажется, что противоречия тут еще глубже, чем может показаться на первый взгляд: дело не в том, что у власти в США находятся республиканцы, нет, будет еще хуже, если завтра их сменят демократы, потому что они сразу примут резолюцию о вымышленном «геноциде армян». Поэтому ситуация в целом отвечает интересам армян: обострения в отношениях Анкара – Вашингтон и Анкара – Москва в армянских политических и политологических кругах встречаются ликованием. Но надеемся, что в отношениях государств кроме политической конъюнктуры есть и незыблемые государственные интересы, которые не позволят превратить политику в настоящую клоунаду…
Mətndə səhv var? Onu siçanla seçin və Ctrl+Enter düyməsini basın.