sedanews.az
sedanews.az

«Ответ» Саргсяна на ложь Пашиняна про Ходжалы

17-02-2020, 15:04 739 dəfə baxılıb

«Ответ» Саргсяна на ложь Пашиняна про Ходжалы




                Одним из наиболее примечательных моментов на панельных дискуссиях Мюнхенской конференции по безопасности между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном 15 февраля стали озвученные армянской стороной тезисы о Ходжалинском геноциде.
Никол Пашинян предпринял неудачную попытку обвинить азербайджанцев в этом геноциде и даже сослался на якобы слова экс-президента Азербайджана Аяза Муталлибова, но получил достойный ответ. Этот вопрос можно было бы закрыть, добавив к озвученному в Мюнхене ответу оперативное опровержение от самого Муталлибова, но…
Дело в том, что измышления по данному поводу (мол, Аяз Муталлибов считает азербайджанскую оппозицию тех лет причастной к Ходжалинскому геноциду) возникли не вчера. В свое время Аяз Муталлибов сказал, что этим событием воспользовались в целях его свержения. Эти слова вызвали большой скандал, Партия народного фронта (ПНФА) выдвинула встречное обвинение в адрес тогдашнего президента, заявив, что тот не предотвратил или позволил свершение геноцида.
Все предельно ясно: произошла большая трагедия, геноцид, глава государства обвинил оппозицию, ПНФА, во всех своих неудачах, в частности в том, что она мешала его работе, парализовала республику, находящуюся в состоянии войны, а Народный фронт, наоборот, заявил, что виной случившемуся стала некомпетентность Муталлибова. Результат не заставил себя ждать: спустя неделю Аяз Муталлибов подал в отставку.
Взаимные обвинения в те дни, в период трагедии, следует считать нормальными, и, разумеется, речь шла не о совершении убийства, а о его предотвращении, о серьезных ошибок тех, кто был увлечен внутренней борьбой, это не имеет ничего общего со зверствами армян, расстрелявших сотни людей, в том числе женщин, детей, стариков.
Интервью Сержа Саргсяна, непосредственного участника Ходжалинского геноцида 1992 года, данное им в 2000 году, стало выражением армянской позиции относительно событий в Ходжалы. К тому же данное интервью было дано не армянскому или русскому журналисту, а известному британскому журналисту, политологу, программному директору Фонда Карнеги Томасу де Ваалу.
Интервью было взято 15 декабря 2000 года в бытность Сержа Саргсяна министром обороны Армении. Томас де Ваал поместил его в книгу «Карабах – черный сад», опубликованную на английском языке в 2003 году в Нью-Йорке и на русском – в 2005 году в Санкт-Петербурге.
Сразу же оговоримся, что книга и высказанные в ней мысли не отражают позицию Азербайджана и азербайджанцев. Во многих моментах Томас де Ваал демонстрирует христианский фанатизм. Например, представляет албанского князя Хасана Джалала как армянина, считает Гандзасарский монастырь не албанским историческим памятником, а армянским храмом, называет его «историческим убежищем армянских князей и епископов, последним форпостом христианской цивилизации против тюрко-мусульманского мира».
Эта книга стала отражением азербайджанских реалий не потому, что Томас де Ваал обещал «оставаться беспристрастным», а именно из-за высказываний Саргсяна. Лишь когда мы представили миру слова Саргсяна как факт, армяне «проснулись» и начали атаковать де Ваала, обвинив в фальсификации и тиражировании лжи.
Вслед за этим де Ваал опубликовал весь текст интервью с Саргсяном и тем самым подтвердил, что это не ложь и не фальсификация.
Приводим отрывок из интервью Сержа Саргсяна Томасу де Ваалу:
Томас де Ваал: …По моим данным, вам 366-й полк помогал, поддержка вам была в Ходжалы и еще какая-то российская помощь, чтобы остановить наступление Азербайджана в сентябре 1992 г.
Серж Саргсян: Я не отрицаю какое-то участие некоторых офицеров 366-го полка, но, во-первых, этот полк не нам помогал, а себе, потому что азербайджанцы «Градом» ударили не только по нам, но и по 366-му полку. Так что пусть они подумают над своими действиями.
Во-вторых, в 366-м полку служило много офицеров-армян, которые без ведома командования могли нам помочь. Так они и поступили. Нынешний командующий карабахской армией, генерал-лейтенант [Сейран] Оганян, там был командиром батальона. И как он мог бы не помочь нам? Но это не имеет никакого отношения к 366-му полку, если, допустим, один офицер, два или три нам помогали.
Томас де Ваал: Если мы говорим о степени профессионализации армии, я тоже хотел вас спросить по поводу Ходжалы. Потому что никто не отрицает, что погибли очень многие азербайджанцы, когда бежали из Ходжалы, и что это дело рук каких-то карабахских отрядов из-под Аскерана. Но чему вы это приписываете? Тому, что такие вещи сделали просто озлобленные люди, а не профессиональные карабахские солдаты, а позже этого не было у вас? Почему?
Серж Саргсян: Вы знаете, о таких вещах громко не говорят. Говорят то, что возможно. Я так тоже поступлю. Ну, во-первых, бывший руководитель Азербайджана говорил, что это были не армяне, а сами азербайджанцы. Но скажу, что истина может быть в другом. Все-таки Ходжалы сильно надоедал одно время всему Карабаху, потому что там находился аэропорт, потому что единственной нашей связью с Арменией был воздушный транспорт, потому что там был ОМОН, что-то там обшаривали, очень многих людей арестовывали. Кроме того, находясь буквально под Степанакертом (Ханкенди – ред.), они позволяли себе его обстреливать.
Но, думаю, самое главное в другом. До Ходжалы азербайджанцы подумывали, что они просто с нами шутят. Азербайджанцы подумывали, что армяне — люди, которые не смогут поднять руку на мирное население. Нужно было все это переломить. Так и получилось. Еще нужно учесть, что среди этих ребят были те, кто бежал из Баку, из Сумгаита.
Хотя считаю, что все-таки очень многое преувеличено, очень многое. Азербайджанцам нужен был повод, чтобы приравнять какое-то место к Сумгаиту. Но их никак нельзя сравнивать. Да, в самом деле в Ходжалы было мирное население. Но вместе с мирным населением были и солдаты. И когда летит снаряд, он не отличает мирного жителя от солдата, у него нет глаз. Если мирное население там остается, хотя была прекрасная возможность уйти, значит, оно тоже участвует в боевых действиях... И коридор был им оставлен не для того, чтобы их где-то расстреливать, расстреливать можно было в Ходжалы, а не на подступах к Агдаму.
Томас де Ваал: Мне кажется, просто обычно вы всегда оставляли коридор, если что-то...
Серж Саргсян: Это было после Ходжалы в основном. Потому что на самом деле наша война несколько отличалась от других. У нас получалось так, что идет какая-то этническая чистка. По-другому и невозможно.
Перевод: Нармина Мамедова






Mətndə səhv var? Onu siçanla seçin və Ctrl+Enter düyməsini basın.
Teqlər:
ŞƏRH YAZ
OXŞAR XƏBƏRLƏR
XƏBƏR LENTİ
BÜTÜN XƏBƏRLƏR
SƏHİYYƏ
İDMAN
ŞOU-BİZNES
DÜNYA